Мотивация

Мотивация
– нечто, заставляющее человека что-либо делать. Дать общее определение мотивации несложно, гораздо труднее выделить отдельные мотивационные факторы, которые, собственно, и побуждают человека к тем или иным действиям.

Известной теорией мотивации является иерархия потребностей  по Маслоу, согласно которой все потребности человека можно ранжировать – от базовых (голод, жажда) до высших (потребность в самоактуализации). В соответствии с данной теорией потребность, занимающая более высокое место в иерархии, становится значимой (т. е. мотивирующей) только после удовлетворения низших потребностей. Действительно, объяснить поведение можно по-разному, на разных уровнях. На базовом уровне некоторые виды поведения, например моргание, являются рефлекторной реакцией на раздражитель, в частности на дуновение ветра. Однако рефлексы можно преодолеть; удерживая драгоценное блюдо, пусть даже очень горячее, человек постарается аккуратно его поставить, не уронив. На следующем уровне действуют биологические инстинкты, например голод, которые и являются мотиваторами поведения. Опять-таки лечебное голодание и различные диеты доказывают возможность замены одних мотиваторов другими, т. е. иерархия Маслоу не всегда применима. Другие причины поведения, помимо рефлексов и инстинктов, выявить гораздо сложнее. Бихевиористы пытаются обнаружить вторичные инстинкты, удовлетворение которых позволяет удовлетворить также первичные (биологические) инстинкты. Например, деньги можно отнести к вторичным инстинктам, с их помощью можно утолить голод. Вместе с тем при отсутствии очевидных связей между поведением и первичным инстинктом рассуждения заходят в тупик. Например, вряд ли стоит говорить об исследовательском инстинкте у ребенка, который изучает свое окружение.

Сложность такого явления, как мотивация, очевидна, если вспомнить о попытках мотивировать людей к работе. Раньше исследователи считали, что достаточным побуждением к продуктивной работе является демонстрация эффективного ее выполнения и повышенная оплата за увеличение производительности труда. Впоследствии стало ясно, что все люди разные; некоторые действительно откликаются на улучшение условий работы, другим нужно получать удовлетворение от работы, а третьи превыше всего ценят стабильность своего положения. Главная задача социальной работы – попытаться выяснить степень мотивированности клиентов к изменениям своего поведения или жизненных обстоятельств, которые можно изменить. Ключевыми являются следующие вопросы: способен ли человек измениться, хочет ли он этого? Найти ответ на эти вопросы можно, обсудив с клиентом весь спектр его проблем и возможных решений. Мотивировать человека к изменениям гораздо проще, если он сочтет эти изменения своевременными и уместными, а цели – достижимыми.


Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер. . 2008.

Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Мотивация" в других словарях:

  • МОТИВАЦИЯ — (лат. motivatio) система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Разработано множество часто противоречивых теорий для объяснения того, почему индивид действует; почему… …   Философская энциклопедия

  • мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «М.», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По… …   Большая психологическая энциклопедия

  • МОТИВАЦИЯ — (лат.). Изложение мотивов, изъяснение, оправдание. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. мотивация и, мн. нет, ж. (нем. Motivation, фр. motivation …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Мотивация — совокупность идей, увлечений, причин и интересов, которыми руководствуется покупатель, потребитель, принимая решение о предпочтительности товара при его приобретении. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Мотивация — процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общей целей организации …   Словарь терминов антикризисного управления

  • МОТИВАЦИЯ — активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий. В границах парадигмы деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев) полагается вызываемой направленностью на удовлетворение потребностей под влиянием внешних стимулов …   Новейший философский словарь

  • МОТИВАЦИЯ — МОТИВАЦИЯ, мотиваци, жен. (книжн.). 1. Система доводов, аргументов в пользу чего нибудь, мотивировка. 2. Совокупность мотивов, обусловливающих тот или иной поступок (псих.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • мотивация — МОТИВИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., что чем. Привести ( водить) мотивы, доводы в пользу чего н. М. свой отказ болезнью. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • мотивация — сущ., кол во синонимов: 7 • азарт (20) • аффилиация (7) • мотивирование (5) • …   Словарь синонимов

  • МОТИВАЦИЯ — англ. motivation; нем. Motivation. 1. Осмысление индивидом ситуации, выбор и оценка различных моделей поведения, их предполагаемых результатов и формирования на этой основе мотивов. 2. Относительно стабильная система мотивов, определяющая… …   Энциклопедия социологии

  • МОТИВАЦИЯ — (от греч. motif, от лат. moveo двигаю) внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. Райзберг Б.А.,… …   Экономический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»